12. Для чего нужны художественные образы

Наши фантазии

Помнишь, что такое сознание? Все то,  что человек ощущает и о чем может рассказать. Чтобы идти дальше, нам необходимо условиться, из чего состоит сознание. Назовем те части, из которых состоит сознание, образами.
Образ - единица сознания.
Все , что мы видим, слышим, ощущаем, думаем - это образы. За каждым словом, которое мы произносим, стоит какой-то образ. Мы что-то подразумеваем, говоря слово. Когда мы слышим или читаем слово, мы также сознаем какой-то образ, стоящий за этим словом. 
Представь, что ты услышал новое слово из иностранного языка, которого не понимаешь. Сначала для тебя это набор звуков, как птицы чирикают за окном. Затем тебе кто-то объяснил его значение или ты понял сам. Иностранное слово сопоставилось в твоем сознании с определенным образом.
Раньше мы уже говорили, что все слова могут передавать два вида образов:
-профессиональные термины
-художественные образы
Когда человек использует профессиональные термины, он стремится максимально точно выражать свои мысли, точно отражать окружающий нас мир. За каждым профессиональным термином стоит конкретный объект или процесс. Профессиональные термины у разных людей могут быть разной степени детализации, но они всегда конкретны. Поэтому профессионалы хорошо понимают друг друга. Любой профессиональный термин представляет собой закономерность окружающего нас мира. Так уж мы устроены, что в практической деятельности мы можем использовать только закономерности - то, что считаем постоянным, неизменным. Наши алгоритмы поведения состоят исключительно из закономерностей. Иначе какой же это будет алгоритм поведения, если каждый раз он будет приводить к непредсказуемому результату? Это будут просто хаотические действия, похожие на броуновское движение частиц.
Совсем иное назначение у художественных образов. Любой художественный образ - это наш прогноз, наше отношение к окружающему миру. За художественным образом нет никакого конкретного содержания, поэтому каждый человек понимает под художественным образом что-то свое. Практически невозможно найти двух людей, которые одинаково понимали бы тот или иной художественный образ. 
Могут ли случайно два человека под художественным образом понимать одно и то же? Наверное, чисто теоретически, могут. Но как это проверить на практике? Художественный образ не конкретен, его нельзя соотнести с реальным объектом или процессом. А читать мысли мы пока не научились. Поэтому оставим вопрос точных совпадений художественных образов у разных людей для будущих исследований. И для практической деятельности будем считать, что художественные образы у разных людей разные.
Например, облако. Если рассматривать это слово как профессиональный термин в физике, то облако - это водяной пар в атмосфере. Если рассматривать это слово как художественный образ, то можно нафантазировать все, что угодно. В одном и том же облаке один человек увидит дракона, другой - слона, третий - волшебный замок.
Еще примеры художественных образов: душа, счастье, плохой (или хороший) человек, эльф.
Художественные образы используются человеком не только для влияния на мнение и поведение других людей, но и для влияния на свое собственное поведение. Недаром люди имеют привычку вести монологи сами с собою. Для чего? Чтобы убедить самого себя сделать что-то, поступить так или иначе. Причиной, по которой художественные образы способны влиять на поведение других людей, является их эмоциональная нагрузка. Любой художественный образ содержит в себе эмоциональную оценку, отношение самого человека, хорошо-плохо. Такая эмоциональная оценка может изменить дискомфорт человека, и человек начинает действовать по тому или иному алгоритму. 
Например, мама просит ребенка убраться в квартире. Ребенку убираться не хочется, и поэтому выполнять мамино поручение он не спешит. Приходит папа и обещает наказать неслуха, если тот живо не начнет уборку. Папины слова вызывают дискомфорт страха перед наказанием. Ребенок начинает убираться. Желаемое поведение достигнуто. Как? Изменением дискомфорта ребенка. Дискомфорт изменили художественные образы, которые возникли в сознании ребенка после папиных слов.
Можем сделать очередной вывод.
Художественные образы изменяют дискомфорт людей и таким образом управляют их поведением.

04 апреля 2016 г.

Предыдущая глава <-> Следующая глава